Например, на шине такая маркировка: 195/65/R15 91T.
195 - ширина шины в мм от бока до бока. 65 - высота профиля (серия шины). Высота от диска до дорожки в % от ширины. R
- конструкция: как расположены слои нитей корда в каркасе шины. "R" -
шина с радиальным кордом, "B" - шина с опоясывающим кордом, "D" -
диагональное расположение нитей корда. 15 - радиус диска, на который шину нужно устанавливать (в дюймах). Два последних параметра - это индексы нагрузки и скорости. 91 - индекс нагрузки на одно колесо. Т - индекс скорости, определяющий скорость, на которой машина может долговременно двигаться с полной загрузкой.
Дополнительные обозначения
M&S ( Mud + Snow — грязь плюс снег). Это означает, что данные шины специально сконструированы как зимние или всесезонные. All Season — всесезонная шина, предназначенная для круглогодичного использования. Rotation — направленная шина, направление вращения которой указано дополнительной стрелкой набоковине шины. Outside иInside (или Side Facing Out иSide Facing Inwards) — ассиметричные шины, при установке которых нужно строго соблюдать правило установки шины надиск. Надпись Outside (наружная сторона) должна быть снаружной стороны автомобиля, аInside (внутренняя сторона) — свнутренней. Left или Right — означает, что шины этой модели бывают левые иправые. При ихустановке нужно строго соблюдать правило установки шины наавтомобиль, левые только слева, аправые, соответственно, только справа. Tubeless — бескамерная шина. Если этой надписи нет, тошина может использоваться только скамерой. Tube Type — шина должна эксплуатироваться скамерой. MAX PRESSURE — максимально допустимое давление вшине, вкПа. RAIN, WATER, AQUA (или пиктограмма «зонтик») — означает, что эти шины специально спроектированы для дождливой погоды иимеют высокую степень защиты отэффекта аквапланирования.
A.G.T. - (All Grip Traction) - всесезонная шина.
B.S.W. - (Black Side Wall) - черные буквы на боковине
шины (в обозначении торговой марки шины).
C.M.S. - (Construction Mining Service) - шины для
горно-строительной техники.
FB - (Flat Base) - шина без защиты обода диска.
FR - (Flange pRotector) - шина с защитой обода диска.
U.G.S. - (Undeground Special) - шины для подземной
техники.
W.S.W. - (White Side Wall) - белая полоса на боковине
шины.
XL - (eXtra Load) - шина с повышенной нагрузкой.
Помимо описанных выше характеристик, на боковину шины могут быть
нанесены условные показатели качества шин, относящиеся к так называемой
Системе условной классификации качества шин.
Показатель износа
Показатель износа является важнейшей характеристикой, показывающей, как
долго шина останется работоспособной. Протектор каждой шины подвержен
износу и очень важно не пропустить тот момент, когда он достиг
критического уровня и шина уже не может обеспечить должное сцепление с
дорожным покрытием. Каждая новая модель шины проходит тестирование по официально
установленной методике, и ей присваивается показатель износа протектора,
который теоретически соответствует продолжительности "жизни" шины. ВАЖНО
ПОМНИТЬ, что показатель износа является теоретической величиной и не
может быть напрямую связан с практическим сроком эксплуатации шины, на
который значительное влияние оказывают дорожные условия, стиль вождения,
соблюдение рекомендаций по давлению, регулировка углов схода-развала
автомобиля и ротация колес. Показатель износа представлен в виде числа
от 60 до 620 с интервалом в 20 единиц. Чем выше его значение, тем дольше
выдерживает протектор при испытаниях по установленной методике.
Показатель сцепления
Показатель сцепления определяет тормозные свойства шины. Они измеряются
путем тестирования при прямолинейном движении на мокрой поверхности. Для
обозначения показателя сцепления используются буквы от "А" до "С", при
этом "А" соответствует максимальному его значению.
Температурная характеристика
Температурная характеристика показывает способность шины выдерживать
температурный режим, который позволяет сохранять характеристики шин,
заложенные заводом-изготовителем, в зависимости от климатических условий
эксплуатации. Этот показатель является одним из важных вследствие того,
что шины, изготовленные из резины и других материалов, меняют свойства
под воздействием высоких температур. В случае с температурной
характеристикой также используют буквенный индекс от "Л" до "С", где "А"
соответствует максимальному сопротивлению к нагреву. Поэтому, зимние
шины, как правило, мягче летних и не "дубеют" с понижением температуры,
летом же они, наоборот, начинают "таять". Рисунок протектора зимних шин
намного грубее, со множеством специальных углублений - ламелей, на
боковине обычно имеется маркировка M+S (Mud + Snow) - грязь и снег и/или
Winter - зима. Таким образом, на данный момент разделение шин на летние
и зимние носит ярко выраженный характер. Хотя некоторые производители
применяют технологии выпуска шин, пригодных для любых климатических
условий, но такие шины пока далеки от совершенства.
Маркировка DOT
Маркировка DOT является чем-то вроде "отпечатка пальцев" шины. Ее
наличие говорит о том, что данная шина соответствует нормам безопасности
шин Транспортного Департамента США (Department of Transportation) и
допущена к эксплуатации. DOT - это Американская система сертификации. На
покрышках, поставляемых на российский рынок, чаще всего встречается
метка Е, которая свидетельствует о соответствии европейским стандартам.
Такие метки могут встречаться как вместе, так и по отдельности, все
зависит от страны-изготовителя. Для примера рассмотрим следующую
маркировку: DOT M5H3 459Х 064. Первые буквы и цифры, следующие за
аббревиатурой DOT, служат для обозначения фирмы-производителя и
заводского кода. Третья, четвертая и пятая буквы, 59Х, обозначают код
типоразмера, которым по выбору специфицируют шины их производители для
указания их размера и некоторых характеристик. Последние три цифры
указывают на дату изготовления: первые две относятся к неделе, а
последняя к году производства. Так, 064 значит, что шина была
изготовлена в шестую неделю 1994 года. Все шины должны соответствовать
как международным, так и российским стандартам.
Индекс давления
Уровень внутреннего давления в шине оказывает влияние на
эксплуатационные характеристики Вашего автомобиля. Даже самые
качественные шины не справятся со своей задачей, если будут работать при
неправильно установленном давлении. Его точное значение зависит от типа
автомобиля и, в определенной степени, от выбора водителя.
Рекомендованное для данного типа автомобиля давление обычно указано в
наклейке на торцевой части двери или стойки салона, или на внутренней
поверхности перчаточного ящика и крышки топливного бака.
Таблица индексов скорости
Индекс
максимально допустимой скорости - это допустимый предел скоростного
режима, при котором допускается эксплуатация шины. Наносится на
боковину покрышки в виде буквенного обозначения латинским шрифтом.
Индекс
M
N
P
Q
R
S
T
U
H
V
W
Y
Z
Макс. скор. км/ч
130
140
150
160
170
180
190
200
210
240
270
300
>240
Максимальная нагрузка, максимальное
внутреннее давление Для легковых шин обозначения максимальной нагрузки и максимального
давления определяют максимальный вес, который можно перевозить при
максимальном внутреннем давлении в шине. Для шин малых коммерческих
автомобилей показатели максимальной нагрузки и давления прямо
пропорциональны.
Таблица индексов нагрузки
Индекс допустимой нагрузки (или индекс грузоподъемности). LI - индекс нагрузки, Kg - нагрузка в килограммах