RAZVALANET        

    



Четверг  
28.03.2024  
13:52  

Приветствую Вас Гость  
RSS   



ГлавнаяМой профильВыход

Каталог статей



Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Статьи [24]
Поиск
.
Статистика
Главная » Статьи » Статьи

Шины
  Многие аварии случаются из-за потери автомобилем устойчивости или управляемости – нередко вследствие неудачного выбора шин. Дело в том, что под действием на машину боковой силы происходит так называемый увод шины, меняющий характеристики ее устойчивости. Это – тема сегодняшнего разговора.

  Что такое устойчивость машины? Трамвай по-своему устойчив: как ни сталкивает его ветер, рельсы не дают укатиться в сторону. Но автомобиль к дороге не привязан, любой порыв ветра отклоняет его – только отпусти руль! Если машина норовистая, неустойчивая, она может вогнать в холодный пот и опытного гонщика. А для этого достаточно поставить на передок радиальные шины, а сзади – диагональные.

 Здесь оговоримся: речь идет о заднеприводном автомобиле, «классическом».

  Боковая сила возникает не только «по вине» ветра. Ее вызывают и поперечный уклон дороги, и ее неровности, и движение на повороте. В последнем случае это – центробежная сила. Разные силы, заметьте, могут действовать как врозь, так и совместно.

  Итак, при порыве бокового ветра автомобиль немного наклонится и одновременно (если освободить руль) начнет сворачивать куда-то в сторону – либо «под ветер», либо ему навстречу. Что для нас хуже?

  Вообразим порыв ветра справа и допустим, что автомобиль реагировал на него отклонением также вправо, навстречу ветру. В этом случае к силе давления ветра добавится центробежная. Их сумма, окажись она больше сил сцепления с дорогой, может вызвать занос машины, снос с дороги, опрокидывание. Если же автомобиль отклоняется влево, значит, центробежная сила направлена навстречу ветру – опасность входа в занос или опрокидывания намного меньше. Вероятно, вам уже ясно, что первый вариант возможен при условии, что ветер сносит заднюю ось автомобиля больше, чем переднюю. И чем сильней порыв ветра, тем больше угол, на который развернется машина, тем энергичней ее рывок вправо. Но дополнительная центробежная сила не бездействует: в свою очередь, она еще больше «закручивает» начавшийся поворот… Это уже, как говорят, порочный круг – если вовремя не вмешаться в управление, можно «улететь» с дороги.

  Вмешаться же надо тонко, грамотно, иначе машина с таким «норовом» может войти в опасный режим прогрессирующего раскачивания из стороны в сторону – и тут уж держись, шофер!

  При втором варианте водитель легко, не задумываясь, «держит» автомобиль на дороге, благо склонности к раскачиванию тот не проявляет даже при резких маневрах между дорожными выбоинами, при неблагоприятной погоде и так далее.

  Иными словами, устойчивая машина при появлении возмущающей силы автоматически стремится уменьшить ее действие. А неустойчивая – усиливает. В этом главная разница между ними.

  Большую роль играют здесь шины. Что испытывают они при появлении боковой силы, показано на рис. 1.

Деформация шины
Рис. 1. Деформация шины от боковой силы: 1 – боковина; 2 – брекер; 3 – протектор; Y – боковая сила; Va – направление плоскости симметрии шины; Vш – направление фактического движения колеса; δ – угол увода; а–б – траектория перемещения элемента протектора.
Пятно контакта шины с покрытием дороги в этом случае уже не похоже на правильный овал, скорее – на боб. Этот «боб» смещен в сторону и к тому же повернут на некоторый угол к плоскости симметрии шины – каждый элемент протектора (например, в точке «а»), входя в зону контакта, смещается затем по косой линии в сторону, а выйдя из контакта, возвращается на свое место (точка «б»). Фактическое направление качения шины (стрелка Vш) не совпадает с плоскостью вращения колеса (стрелка Va). Угол между этими направлениями и называют углом увода шины.

  Заметим: боковому уводу активнее всего сопротивляется силовой пояс шины (брекер), находящийся под протектором. Силовой пояс напоминает обруч из специальной резины и особого кордового материала. Это главный элемент, поддерживающий заданную конструктором форму шины. В столь непопулярных у нас (и неспроста!) «металлокордных» шинах Ми-16, Ин-251, М-183, М-190, Бл-85 и т. д. силовой каркас самого брекера похож на сетку, выложенную из сплетенных в тросики стальных кордных нитей. При разрыве хотя бы одного тросика равновесие напряжений в брекере нарушается, шина становится кривой, для эксплуатации непригодной. На отечественных дорогах – обычное дело…

   Боковая сила стремится изогнуть брекер в плоскости его наибольшей жесткости. Насколько ей это удается, зависит от качества брекера. У металлокордных шин от наиболее жесткий, поэтому даже максимально возможная боковая сила здесь не вызывает большого увода. У радиальных шин с брекером из текстильных нитей жесткость, как правило, меньше – отсюда и возможность большего бокового увода. В худшем положении с этой точки зрения – диагональные шины, конструкция которых обусловливает их повышенную податливость в боковом направлении, а стало быть, и большие величины увода. На наших малолитражках обычно применяются диагональные шины размером 6,15–13 или 6,45–13, например популярные у бывалых автолюбителей «москвичевские» шины М-145. В эту же компанию попадают и отечественные шины с зимним рисунком протектора (типа «снежинка»), нередко даже шипованные. Последнее, кстати, не грех знать их владельцам и потенциальным покупателям.

   Дело в том, что распространенное в наших краях сочетание «радиалок» впереди и «снежинок» сзади (вроде бы логичное для зимы!) приемлемо, в основном, на рыхлых, грязных, заснеженных дорогах, к тому же когда водитель не торопится. Потихонечку ехать можно… Но стоит оказаться под колесами твердому асфальту, как машина показывает свой норовистый характер: елозит по дороге, заставляя водителя то бледнеть, то краснеть. И не понимает он, что виновата всего лишь (!) комбинация шин.

Категория: Статьи | Добавил: razvalanet 
Просмотров: 2051
Развал-схождение - легко, быстро, точно!
RAZVALANET ©2009-2024