Коэффициент сцепления, называемый также коэффициентом трения покоя в зоне контакта шины с дорогой, определяется скоростью движения автомобиля, состоянием шин и состоянием дорожной поверхности. Приведенные в таблице вверху данные применимы для асфальтобетонных и гудронированных щебеночных покрытий в хорошем состоянии. Коэффициент трения скольжения (при заблокированных колесах) обычно ниже, чем коэффициент сцепления.
Специальные резиновые составы, используемые в шинах для гоночных автомобилей, позволяют обеспечить коэффициент сцепления вплоть до 1,8.
Аквапланирование
Аквапланирование сильно влияет на контакт шины с дорогой. Это такое со-стояние, при котором пленка воды разделяет шину и поверхность дороги. Оно происходит, когда давление клина воды. не вытесненной из зоны контакта шины с дорогой, поднимает шину над дорогой. Высота протектора изношенной шины должна быть > 1,6 мм (минимально-допустимое значение по нормам безопасности StVZO, § 36.2). Склонность к аквапланированию зависит от толщины водяной пленки на дорожной поверхности, скорости движения автомобиля, формы рисунка протектора, его износа и давления, оказываемого шиной на дорогу. Широкопрофильные шины более подвержены аквапланированию. Автомобилем, находящимся в состоянии аквапланирования, невозможно управлять и производить торможение, так как ко-леса скользят по поверхности воды (глиссируют), и ни усилия поворота, ни тормозные усилия не могут передаваться на поверхность дороги.
Аквапланирование: 1 - шина; 2 - клин воды; 3 - поверхность дороги |